Какую информацию нужно знать о клиенте, для того чтобы написать "правильный сайт"?
9 марта 2018

Прежде чем приступить к работе по созданию сайта, дизайнер должен получить всю необходимую информацию о проекте. Вопросы эти довольно просты и в них нет ничего провокационного или обидного.  Самое главное – получить на них правдивые и развернутые ответы.

В чем заключается ваш бизнес?

Совершенно невинный вопрос, ведь правда? Но именно он очень часто бывает причиной непонимания, которое возникает между клиентом и исполнителем. Самая большая проблема, которая возникает при создании концепции и прототипа сайта – это разный взгляд на бизнес клиента. Это разница между тем, чем именно занимается клиент и тем, чем он занимается по мнению дизайнера.

Поэтому нужно попросить заказчика как можно больше рассказать о своей компании. Дизайнер делает сайт не для клиента, а для его бизнеса, поэтому нужно с самого начала понимать, как он впишется в существующую модель. 

Опишите вашу целевую аудиторию

Любой веб-сайт, начиная с маленького блога и заканчивая огромными онлайн-платформами, имеет свою целевую аудиторию. Дизайнеру крайне необходимо понять характер этой аудитории. Следующий этап персонализация. В большинстве случаев можно представить себе людей, для которых создается сайт. Следовательно, владея такой информацией, дизайнер сможет подобрать все основные элементы: шрифт, цветовую гамму, размер изображений и многое другое. Знание целевой аудитории поможет разработать функциональный и максимально удобный для использования сайт.

Что посетители будут делать на сайте?

Любой сайт создается с какой-то конкретной целью. А если это сайт для бизнеса, он должен быть полезным как для пользователей, так и для компании-владельца. Поэтому обязательно нужно спросить заказчика о том, с какой целью создается сайт и что будут делать люди, посетившие его.

У вас уже есть действующий сайт? 

Это легкий вопрос. Но только на первый взгляд. На самом деле все не так просто. Клиент может ответить, что сайт у него есть, но затруднится ответить, по какому адресу его можно найти. Огромное количество людей, выступающих в роли заказчика, имеет самое смутное представление о том, что такое URL.

Что вам нравится или не нравится в дизайне? Каким вы видите сайт?

Ответы на этот вопрос лучше оформить в виде списка. Проще всего взять лист бумаги и разделить его на две колонки. А затем попросить клиента перечислить то, что их устраивает на сайте и то, чего там точно не должно быть.

Кто ваши конкуренты?

Практически у любой компании есть конкуренты и владельцы бизнеса многое могут о них рассказать. И, конечно, у конкурентов тоже есть сайты. Нужно попросить клиента показать их и поинтересоваться, почему именно эти компании рассматриваются в качестве основных соперников.

Назовите 3 сайта, которые вам нравятся

Этот вопрос не должен ставить заказчика в тупик, нужно сразу же обозначить, что он носит отвлеченный характер. Лучше всего просто попросить клиента составить список из 3-5 сайтов, которые им по какой-то причине нравятся. Чем-то же они их привлекают. 

Есть ли у вас изображения?

Это очень важный, хоть и немного болезненный вопрос. Нужно обязательно спросить клиента, есть ли у него фотографии, иллюстрации или видео, которые должны стать частью будущего сайта. 

Какие шрифты и цветовые сочетания должны быть на сайте?

Это легкий вопрос. Но задавать его нужно осторожно, разделив на две части. Сначала нужно поинтересоваться, какие шрифты и оттенки нравятся клиенту. А затем спросить, должны ли они присутствовать в дизайне будущего сайта.

Есть ли у вас брендбук или гайдлайн?

Бренд это нечто большее, чем фирменные шрифт и цвет. Если у клиента уже есть гайдлайн, обязательно нужно попросить его копию – это очень поможет в дальнейшей работе. Любая структурированная информация о бренде даст не только представление о самом бизнесе, но и многое расскажет о его миссии.

Каковы сроки реализации данного проекта?

Это стандартный вопрос о временных рамках. Договариваясь с клиентом, нужно предельно конкретно договариваться о том, в какой срок требуется решить все поставленные задачи. Очень важно, чтобы времени было достаточно. 

Планируете ли вы что-то менять после запуска сайта?

Что произойдет после того, как дизайнер передаст сайт в распоряжение клиента? Вопрос очень важный. Вполне возможно, заказчик планирует развивать сайт, добавляя новые элементы или функционал. Или наоборот, он ничего менять не собирается. Нужно знать ответ с самого начала, чтобы правильно заложить основу дизайна.
Иначе в будущем могут возникнуть проблемы с обслуживанием или заключением долгосрочного контракта. Проектирование сайта с «запасом прочности» приведет к тому, что клиенты получат больше свободы в управлении сайтом и со временем по-настоящему оценят вклад дизайнера.
 
Вывод

Для дизайнера очень важно составить максимально полное представление о том, каким должен быть будущий сайт. И чтобы понять это, он должен задавать вопросы. Для некоторых этот этап работы является одним из самых трудных. Но спрашивать надо, так как это поможет создать сайт, максимально соответствующий потребностям клиента.

 

 

 

10 марта 2018