Чем отличаются друг от друга брендбук, гайдлайн и логобук?
11 марта 2018

Брендбук (brand book) – это официальный документ компании, в котором, прежде всего, описаны маркетинговые основы развития бренда, а именно:

  • концепция  бренда
  • атрибуты бренда
  • целевая аудитория бренда
  • конкурентная среда бренда
  • позиционирование бренда
  • долгосрочная стратегия развития бренда

создание фирменного стиля в Москве

Помимо этого, брендбук содержит полное руководство по фирменному стилю, которое включает в себя правила использования всех элементов фирменного стиля на различных носителях (как корпоративных, так и рекламных).

Важный раздел брендбука – это юридические аспекты развития бренда:  авторские и смежные права, права на запатентованные торговые знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров и т.п.

Как видите, это емкий документ, имеющий стратегическую ценность и предназначенный исключительно для внутреннего использования ТОП-менеджерами компании.

В нашей стране брендбуком чаще всего называют руководство по фирменному стилю (он же паспорт стандартов фирменного стиля). Собственно говоря, в большинстве случаев брендбук только его и содержит. 

Часто компании разрабатывают логотип и фирменный стиль, имея только общее представление о том, как будет развиваться их будущий бренд и бизнес в целом, и не имеют четкой стратегии и планов. При таком подходе разделы брендбука, превращающие его в полноценный документ, просто не появляются на свет. И это, наверное, основная причина путаницы понятий. Другими словами, разрабатываем брендбук, но опустив все вопросы, на которые нет ответов, получаем в итоге только его часть – стандарты фирменного стиля.

Другая причина путаницы заключается в том, что компании, серьезно относящиеся к брендингу, как правило, разделяют брендбук. Стратегически важная информация остается доступной только узкому кругу людей, имеющих соответствующий доступ. А руководство по фирменному стилю выделяют в отдельный документ, который затем используется маркетинговым отделом для работы с дизайнерами, типографиями, изготовителями наружной рекламы и т. д. При этом зачастую называют такой документ брендбуком (как его составную часть).

Если вернуться к терминологии, то мы – сторонники называть вещи своими именами. Документ, который описывает логотип и другие элементы фирменного стиля, а также правила их использования на различных носителях мы называем руководством по фирменному стилю.

Как правило, полное руководство по фирменному стилю содержит:

1.Основные визуальные стандарты бренда (изображение логотипа, слогана, фирменные цвета и шрифты):

  • Цветное изображение логотипа (все варианты компоновки)
  • Построение логотипа (особенности компоновки, пропорции)
  • Цветная выворотка логотипа
  • Монохромный вариант логотипа в черно-белых тонах
  • Черно-белая выворотка логотипа
  • Допустимое уменьшение логотипа
  • Специальный вариант логотипа для нанесения на очень маленькие поверхности, например, на ребро карандаша
  • Вариант логотипа для тиснения (на кожаной папке, на ежедневнике) – в один цвет
  • Допустимые минимальные отступы от логотипа
  • Недопустимые варианты воспроизведения логотипа
  • Начертание слогана компании (в сочетании с логотипом и без)
  • Указание фирменных цветов (Pantone, RGB, CMYK, Web)
  • Рекомендуемые шрифты для полиграфии и Web

2.Фирменный персонаж, а также иллюстрации с фирменным персонажем на все заданные темы
3.Фирменная эмблема (школы, университета, клуба и т.д.)
4.Особенные элементы фирменной графики (например, фирменный рисунок)
5.Оформление деловой документации и презентационных материалов (визитная карточка, фирменный бланк, бланк внутреннего распорядительного документа – приказа, распоряжения, бланк прайса, бланк договора, фирменная папка и блокнот, шаблон презентации, шаблон коммерческого предложения и т.д.)
6.Фирменная одежда (деловая и/или рабочая)
7.Фирменная упаковка и этикетка
8.Оформление сувенирной продукции
9.Оформление офиса и/или оформление магазина в фирменном стиле (фасад и интерьер)
10.Оформление транспорта
11.Примеры оформления рекламных носителей

Процесс создания книги с руководством по фирменному стилю включает в себя дизайн-макет книги, создание иллюстраций к каждому разделу, написание текста руководства, верстку, а также печатные работы, изготовление обложки, переплет и, наконец, создание электронной версии книги (в формате PDF).

Гайдлайн и логобук

Помимо слова «брендбук» часто можно услышать такие термины, как «гайдлайн» и «логобук». Вкратце они означают следующее.

Гайдлайн (guideline) – это документ, который описывает правила использования всех элементов фирменного стиля на различных носителях. Правда, показалось знакомым? Вы правы, это и есть руководство по фирменному стилю, о котором мы подробно писали выше – только с модным названием.

Логобук (logo book) – это документ, который содержит всю информацию о логотипе, фирменные цвета логотипа и фирменные шрифты. По сути это первый раздел руководства по фирменному стилю. Если речь идет только о разработке логотипа, а также о документе, в котором подробно описаны правила его использования, то такой документ иногда называют логобуком. Модно и понятно.

12 марта 2018